Вход для сотрудников

Победители Всероссийского математического марафона

Итоги Всероссийского математического марафона-2025, который длился три месяца, подвели на днях в Институте математики им. С. Л. Соболева СО РАН. В марафоне приняли участие 51 команда учеников 5-8 классов из 13-ти регионов России, 252 участника решали математические задачи исследовательского типа. Нужно было не просто решить задачу, но и обобщить её, построить свою теорию и представить доказательство. Так работают настоящие исследователи. Лучшие решения были представлены в качестве докладов на итоговой онлайн-конференции.

Фаддеевские ребята

Победу в марафоне одержали ученики Малой ФМШ (Новосибирск) – пяти- и шестиклассники курса "Исследовательская математика" и команда восьмиклассников из Санкт-Петербурга «Фаддевские ребята» (СУНЦ АГ им. Д. К. Фаддева). Второе место заняла команда математического кружка «Ступеньки» из Владивостока. Третье разделили команды «Девчонки» (Новосибирск, МАОУ Гимназия №12), «ЖиШи» (Самара) и «Мамонты» (Новокузнецк, АНО "Интеллект Академия").

"Девчонки" из 12-й гимназии

Также в рамках Математического марафона прошла интеллектуальная олимпиада в системе MindTrainer, разработанной сотрудниками Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН. Все этапы марафона были бесплатны для участников благодаря поддержке Фонда Президентских грантов. В командной олимпиаде в системе MindTrainer первое место разделили команды «Сигма» (Новосибирск, МАОУ "Гимназия №12") и «ФАЙЛИКИ» (р. п. Линёво, МБОУ СОШ №4). На втором месте команда «МИКС» из Линёво (МБОУ СОШ №4), на третьем – «Формула успеха» (с. Дульдурга, Забайкальский край).

Команда "Сигма"

– В этом сезоне Математического марафона участвовали команды из десяти различных регионов, причем большинство призовых мест взяли команды не из Новосибирска, – рассказала Председатель жюри Всероссийского математического марафона, д.ф.-м.н. Анна Тараненко. – Особенно приятно, что есть команды, которые участвуют в Марафоне не в первый раз, постепенно улучшают свои результаты и наконец попадают в призеры.

Несмотря на то, что в этом сезоне были довольно сложные задачи, по каждой из них школьникам удалось получить интересные и нетривиальные продвижения.

Итоговую онлайн-конференцию с разбором задач можно посмотреть здесь. Поздравляем всех победителей, призеров и руководителей команд!

Марафон организован АНО «Агентством «ДИО.Старт» при поддержке Фонда президентских грантов и экспертном сопровождении Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН.

Математический марафон как образовательная технология развивает критическое и творческое мышления детей, исследовательские компетенции, навыки проектной и командной работы. Все это - важные качества для современного человека. Это хорошая альтернатива традиционному олимпиадному движению, а использование дистанционных форм обучения позволяет привлечь к участию ребят, проживающих удаленно от крупных научных центров. Марафон отличается по форме и содержанию от привычных уроков математики в школе. Он позволяет выявить и привлечь к углубленным занятиям математикой талантливых и трудоспособных детей, создать вокруг них особую среду, обеспечить ранний вход в науку. Как следствие, повысится уровень абитуриентов математических факультетов.

Цель организаторов математических марафонов – повысить качество решений участников, научить их в сложной задаче выдвигать гипотезы, планировать эксперименты, строить на анализе результатов определенную теорию, доказывать ее, публично обосновывать и представлять. А повлиять на школьников можно только через их руководителей - школьных учителей математики. Это могут быть учителя любого возраста и с любым опытом работы, но  заинтересованные в развитии своих учеников при помощи математики. Поэтому параллельно с марафоном проходили курсы повышения квалификации для руководителей команд. Двадцать учителей математики регулярно собирались онлайн по субботам, чтобы повысить свои компетенции в организации исследовательской деятельности школьников.

Курс для учителей представляет собой интенсивную практическую программу при сопровождении команды школьников, участвующих в математическом марафоне. Обучение проводится поэтапно: от первых шагов в исследовательской задаче до применения на практике сразу с детьми, на основе «работающих инструкций». Продолжительность обучения: 36 часов. Формат обучения: дистанционно, онлайн.

Для участия в обучении необходимо собрать свою команду школьников и зарегистрироваться в математическом марафоне. На онлайн-встречах обсуждают трудности, обмениваются опытом, разбирают практические ситуации. Курс подойдет как для учителей, которые только пробуют свои силы в исследовательских задачах и команде, так и для педагогов с опытом, но которым не хватает уверенности и примеров качественного доведения команды до значимого результата. Он сделан для тех, кто ищет не только идеи, но и подробные пошаговые инструкции, шаблоны и наглядные памятки для запуска и поддержки команды, а также для желающих обрести навык видеть этапы исследования и вовлекать детей.

Бесплатно и навсегда: все материалы останутся с педагогами, по завершению выдаётся официальное свидетельство о повышении квалификации. Всё обучение разбито на микрошаги и синхронизировано с реальной практикой в классе/команде. Каждый модуль — не просто информация, а инструкция «как это сделать», с образцами и вариантами решений. Обязательные промежуточные точки сверки и корректировки («обсудили с детьми — зафиксировали итоги — разобрали ошибки — попробовали снова»). Курс строится вокруг живых связей между педагогами и с опорой на реальный запрос — как сделать, чтобы получилось в жизни, а не только на бумаге. Финансирование программы осуществляется за счет средств Президентского гранта.

Малая ФМШФонд президентских грантов

События