Математика большинству школьников кажется дисциплиной, которую проще вызубрить, чем пытаться понять. Отработанные до автоматизма решения типовых задач не добавляют ученикам радости и азарта. В этой ситуации неравнодушные учителя хватаются за кружки олимпиадной математики, как за спасательную соломинку. Региональный центр «Альтаир» вместе с АНО ДПО «Городские математические кружки «Совёнок» организовали обучающую трехдневную сессию для учителей математики со всей Новосибирской области.

Три дня подряд с утра до вечера около 25 преподавателей математики учились решать необычные задачи, а в последний день они приняли участие в двухчасовом командном соревновании на решение олимпиадных задач. Такая плавающая цифра объясняется географией – каждый день ранним утром приезжать из отдаленных районов НСО – Колывань, Чулым, Куйбышев, Барабинск – не всякому под силу, поэтому к финалу обычно остаются учителя из школ и центров дополнительного образования.
– Вместе с моей коллегой, преподавателем Анастасией Фирюлиной мы проводим такие сессии 4 раза в год по три дня, чтобы учителя занимались с детьми в математических кружках, – рассказала директор АНО ДПО «Городские математические кружки «Совёнок», член комиссий муниципального и регионального этапов Всероссийской математической олимпиады и регионального этапа олимпиады имени Леонарда Эйлера Алёна Шеметова. – У учителей большая нагрузка, и мало кто способен выделять время на составление программы по олимпиадной математике и самостоятельно решать все эти задачи, потому мы делимся наработками, чтобы им было проще организовать и вести кружки у себя на местах. Вместе с ними мы решаем задачи и учим их, как лучше преподавать этот материал. Эти сессии мы проводим уже третий год, и каждый раз к нам приезжают педагоги из разных школ.

– Знаете, сейчас педагоги хватаются за любую возможность получить системные знания – Альтаир, Сириус, Совёнок, – всё это стало доступно, если следить за такими программами, – считает учитель одной из новосибирских гимназий. – Хочется выстроить систему образования, а не заставлять детей машинально нарешивать десятки страниц учебников. Здесь Алена и Анастасия дают нам базу, понимание, они настоящие герои, наши батарейки и мотиваторы!
Кроме занятий математикой каждый год в мероприятии принимает участие заведующая кафедрой педагогики и психологии ОЦ «Горностай», кандидат филологических наук Анна Бердникова. Ее лекция из захватывающего эмоционального рассказа превращалась в диалог с участниками, в забавную игру, где за 10 минут нужно было определиться, что вы умеете и любите делать лучше всего и найти среди почти незнакомых людей группу по интересам или увлечь кого-то своим хобби. Одни честно признавались, что их хобби – есть и спать, а другие любят готовить и сосновый лес. Лектор то и дело меняла учителям задания, а то выступала, стоя босиком на стуле и предлагала работающие способы научиться общаться и заводить новых друзей – именно то, чего сейчас остро не хватает детям, сидящим с головой в смартфоне.

Некоторые участники приезжают повторно. Чтобы разгрузить пары по математике и разнообразить мероприятие, кроме организаторов кружков «Совёнок» Алены Шеметовой и Анастасии Фирюлиной, в программе обычно участвуют два-три приглашенных педагога. В этом году в их число вошёл старший научный сотрудник Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН, к.ф.-м.н. Сергей Владимирович Августинович, который рассказал учителям, как решать вместе с детьми исследовательские задачи, а в прошлую сессию перед учителями выступила кандидат педагогических наук Мария Ивановна Мазур из гимназии Горностай, чтобы поделиться с участниками сессии опытом своей многолетней работы с одаренными детьми.

– Я хотя и работаю по своей основной специальности в Институте неорганической химии СО РАН, но преподаю олимпиадную математику в Кировском районе, в центре «Планета – изумрудный город», и уже второй раз приезжаю на эту сессию, - рассказал молодой учёный-химик Павел Полторак. – Мне кажется, это направление самым важным, да и в работе такой опыт помогает. Было очень приятно провести три полных дня среди увлеченных математикой людей. Получается полноценное погружение. Мы разбираем задачи, нам рассказывают, как нужно детям их объяснять и проверять решение. Кружковая математика с 5 по 7 класс – это становление способа логического рассуждения человека, развитие его способностей различать истинное и ложное. Такой инструмент нужен человеку в любой области его занятий – научиться безошибочно рассуждать и продолжать в этом совершенствоваться. Я сам с 6-го класса занимался математикой, потом перешел на физику, а затем на химию. Сейчас мне 32, и я занимаюсь со своим 4-х летним ребёнком по тетрадкам Евгении Кац, а более взрослым детям советую выписывать журнал «Квантик».

– Всего третий год я живу в Новосибирске, переехала сюда из Брянска, – рассказала Елена Маруева, многократный обладатель почетных званий и многочисленных наград, победитель муниципальных и региональных конкурсов учителей, преподаватель из Краснообской школы №1. – Знакомство с единомышленниками, которые также проходили отбор на эти курсы, для меня было большой радостью. Мне очень понравилась абсолютно уникальная методика построения этих курсов. Я много раз была на курсах для учителей, и чаще всего это были лекции. Случались и практические занятия, но степень вовлечённости оставалась сравнительно невысокой, чего не скажешь про наши нынешние сессии у «Совенка» с «Альтаиром». С первого же дня нас поделили на небольшие группы, дали нам сразу по 15-20 олимпиадных задач, и мы мини-группами их решали около часа. Вторая часть урока – обсуждение, кто что недопонял. За три дня мы погрузились в математику максимально. Мозг кипит. Напряженно, сложно. Но ведь это как раз то, что мы и любим.

В таком непростом режиме, с утра до вечера, по 4 пары в день, как студенты перед сессией, участники выдержали все три дня. Из 40 человек осталось 20, которые к концу обучения так раскачали мозги, что были ещё вполне бодры и готовы к финальным соревнованиям. Тишина, как в команде знатоков, то и дело прерывалась радостными возгласами «Мы решили задачу на 5 баллов! Теперь на 8! На 11! Неверно? Эх… Тщетно пытаться передать эмоции и степень полученного удовольствия, поэтому мы решили привести читателю для примера несколько финальных задач.
Вовочка стащил у деда часы с кукушкой, которая кукует каждый час столько раз, сколько сейчас часов, и ещё раз в полчаса. Он забрался на дерево в школьном дворе, взял часовую стрелку и прокрутил её целый круг. Сколько лет осталось жить злому завучу Наталье Ивановне, если верить приметам? (3 балла)
Пятачок может съесть торт за 13 минут, банку варенья за 9 минут и выпить кастрюлю молока за 8 минут, а Винни-Пух может это сделать, соответственно, за 7, 5 и 3 минуты. За какое наименьшее время они могут вместе покончить с завтраком, состоявшем из торта, банки варенья и кастрюли молока? Укажите ответ в секундах. (5 баллов)
На ипподроме 10 лошадей. Первая пробегает круг за минуту, вторая – за 2 мин, и так далее. В 12 часов все лошади стартовали с одной позиции. Через сколько минут на стартовой позиции окажутся хотя бы 5 лошадей? (8 баллов)
Удачи в мозговом штурме!
Китайско-российский студенческий математический семинар / Sino-Russian Student Mathematical Seminar организован совместно с Математическим институтом им. В. А. Стеклова РАН и Пекинским университетом (Китай). Семинар будет проходить два раза в месяц. На каждом заседании планируются по два доклада (российский и китайский докладчики).
Первый семинар пройдет 21 ноября с 14:30 до 17:00 в очно-заочном формате. Место проведения - мини-конф. зал в модуле ИМ СО РАН, 2й этаж, пр-т Ак. Коптюга 4/1.
Желающие аспиранты, магистранты и студенты могут участвовать очно. Также будет организована онлайн трансляция. Между часовыми докладами участникам будет предложен кофе-брейк.
На первом заседании вниманию слушателей будут предложены два доклада:
- Vasilii Rozhdestvenskii (Steklov Mathematical Institute of RAS)
The Steenrod problem on realization of cycles: old and new.Аннотация
Singular homology groups form a basic invariant of a space, which allows to study its topological properties. Although they can be defined axiomatically, it is also useful (and quite agreeable) to think about them geometrically. In the late 1940s Steenrod asked whether a homology class can be represented by a continuous image of a fundamental class of a manifold. In the talk I will give an overview of results on this problem, presenting both classical and new ones. - Jianru Duan
Universal $L^2$-torsion detects fibered 3-manifolds.Аннотация
It is well-known that the Alexander polynomial of a fibered knot must be monic. But in general the converse is not true. In this talk, we introduce the universal $L^2$-torsion of a 3-manifold, an invariant defined in analogy with the classical torsion, but using tools from $L^2$-theory. We will show that this invariant detects fibered 3-manifolds. Moreover, we extend the definition of the universal $L^2$-torsion to taut sutured 3-manifolds and show that it detects product sutured manifolds.
Российско-Китайская конференция по дифференциальным и разностным уравнениям прошла в Новосибирском Академгородке уже во второй раз. Впервые она состоялась в 2023 году, затем наступила очередь приглашать российских коллег в Китай, в 2024 году она прошла в Даляне. В этом году эстафета снова вернулась к нам, в новый лекционный корпус Новосибирского госуниверситета. Из Китая были научные сотрудники и аспиранты университетов Шанхая, Харбина, Чанши, Даляня, Чжаньцзяня, Синьсяня, Тяньцзиня.

Организаторами конференции, как и в предыдущий раз, выступили Математический центр в Академгородке, Новосибирский государственный университет, Институт математики им. С. Л. Соболева СО РАН. Сопредседателями Программного комитета традиционно стали профессор Геннадий Демиденко и профессор Guang-Da Hu. Делегацию участников из Китая возглавлял профессор Yuhao Cong, которого лично приветствовал ректор НГУ Михаил Федорук.

Тематика конференции включала уравнения в частных производных, обыкновенные дифференциальные уравнения, уравнения с запаздывающим аргументом, разностные уравнения, уравнения математической физики, математическое моделирование, теорию приближений и вычислительную математику. Рабочие языки – русский, китайский и английский. Доклады на китайском излагались для аудитории в переводе, а слайды были представлены на английском.
– Наши связи с китайскими математиками были установлены в 2019 году, когда они приехали на конференцию, посвященную юбилею академика Сергея Годунова. Прогресс за последние 20 лет в области математики в Китае впечатляет, однако в области дифференциальных уравнений Россия является безусловным лидером. Мы активно сотрудничаем с учеными из Китая, обучаем их студентов и аспирантов в нашем университете, – рассказал организатор нынешнего мероприятия, д.ф.-м.н. Геннадий Демиденко.

Кроме ученых из Китая в мероприятии приняли участие математики из Армении, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, а также из Бразилии, Греции и ОАЭ. В общей сложности - более 150 участников. Чтобы не нарушать студентам учебный процесс, ученые провели свою конференцию в праздничные дни в начале ноября, уделив время для экскурсии на ускорительные установки знаменитого Института ядерной физики (ИЯФ) им. Г. И. Будкера СО РАН – ВЭПП-2000, изготовленной в институте в 2009 году и ВЭПП-4М, сделанной также сотрудниками ИЯФ в далёком 1979 году. Обе эти установки являются электрон-позитронными коллайдерами, в которых сталкиваются встречные пучки частиц, и детекторы в местах столкновения регистрируют образование новых частиц, например, мезонов и тау-лептонов, которые в большом количестве присутствовали во Вселенной после Большого взрыва.
Сотрудники ИЯФ были приятно удивлены, что математики имеют достаточно ясное представление об ускорителях и ядерной физике. В действительности тематика дифференциальных уравнений предполагает широкий спектр междисциплинарных исследований, и специалисты в этой области сотрудничают с очень многими институтами в области физики, биологии, медицины, химии, геологии. В интеграционных проектах СО РАН под руководством д.ф.-м.н. Г. В. Демиденко принимали участие несколько десятков сотрудников Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН, Института цитологии и генетики, Института вычислительных технологий, Института катализа им. Г. К. Борескова, Института динамики систем и теории управления им. В. М. Матросова (Иркутск).

На языке дифференциальных уравнений с нами говорит вся окружающая природа, все живые системы. С помощью них моделируются и прогнозируются даже социальные и экономические процессы.









